среда, 27 июля 2016 г.

Год домашнего обучения и ... назад в школу.

Год домашнего обучения и ... назад в школу.

Да, да, Даня решил учиться снова в школе, только не в своей старой, а в лицее. Лицей он выбрал сам, класс тоже (химико-биологический). Подготовился к вступительным экзаменам, сдал успешно два тура и был зачислен. Делаю еще раз акцент - сам! Мы занимались лишь организационными и финансовыми моментами. Захотел - сделал. 

Почему же так произошло? Неужели ему не понравилось учиться дома? 
Очень понравилось! А мне то как! Но тем не менее. В конце статьи я расскажу как это произошло.

Сначала я напишу про итоги года на домашнем обучении. Под итогами я понимаю не то, как Даня закончил год формально (кому интересно - на 11 и 12), а ЧТО НАМ ДАЛ ЭТОТ ГОД НА ДОМАШНЕМ ОБУЧЕНИИ. 
Этот текст переписывался много раз. То было очень длинно (меня затягивало в долгие описания несущественных бытовых моментов), то слишком сухо. Хотелось рассказать о многом, многое рассказывать не хотелось (слишком лично). Претерпев множество редакций, текст всё-таки готов. Вернее, я просто от него устала и публикую то что есть - последнюю версию, пока не передумала снова. Надеюсь, получилось читабельно, а если есть вопросы - рада буду ответить в комментариях здесь или в инстаграм и в фейсбуке (как вам удобнее, откуда вы зашли сюда).


Не смотря на полные штаны энтузиазма, сначала учиться дома нам всем пришлось очень тяжело. И я, и Даня были отягощены школьными привычками и стереотипами, от которых не так уж легко оказалось избавиться. Даже когда знаешь, насколько они вредны.
Пожалуй, главной моей ошибкой было стремление взять всё обучение под тотальный контроль, а Даниной - плыть по течению и ждать пока вишни сами начнут падать в рот. 
Именно дома очень ярко проявилась вся бессмысленность такого подхода и в конце-концов мы вдвоем пришли к следующей схеме обучения:
учился Даня сам, а я мониторила процесс и вмешивалась лишь в случае необходимости.
Также я занималась просеиванием учебной литературы и полезных ресурсов, проверяла письменные задания (не все) и организовывала процесс сдачи аттестаций (скачать задания, распечатать, дать в установленный срок, проверить наличие ответов, отправить в школу).

Как известно, у медали две стороны. Я хотела сначала написать отдельно о плюсах и минусах нашего домашнего обучения, которые мы выявили за год. Но они так тесно связаны, что выделить четко я их так  не смогла. Так что ниже - о разных сторонах одной медали.
Итак, дома...

Нет жесткого расписания с установленным количеством часов на каждый предмет.

Даня был относительно свободен от учебных планов. Я имею в виду, что на трудной теме можно было сидеть дольше положенного времени, а лёгкие проскакивать с опережением. И в любой момент можно вернуться хоть к самому началу. Можно было изучать предмет углублённо или поверхностно (достаточный уровень).
В конце года Даня так разогнался, что сдал две аттестации сразу и закрыл год на два месяца раньше. Мотивировал он себя сам. Так весной у нас образовалась куча времени на прогулки и поездки. Знаю, некоторые умудряются опережать по некоторым предметам (или даже всю программу) на класс-два. 

Однако и есть риск не уделить внимание "нелюбимым", но всё-таки важным предметам. Например, у нас это украинский и русский языки. Мне приходилось постоянно бороться с Даниным нежеланием писать упражнения и сочинения и со своим растущим желанием пустить всё на самотёк. Занятия велись не регулярно, с большими перерывами.
В результате письмо стало довольно безалаберное и было куча грамматических ошибок на украинском языке. Но грамотность не берётся ниоткуда, рррраз и проснулся грамотным. Это постоянная практика. Т.е. через нехочу. 

Итог за год: Даня стал планировать свой день сам. Я бы хотела написать - научился, но нет, не научился еще. Есть масса ошибок. Это и не умение рассчитывать свои силы и чувствовать время вообще. Однако, выбирая сам себе расписание уроков и пытаясь состыковать его с другими делами (тренировками, катанием на роликах, просиживанием за компом, встречами с друзьями и т.д.) он понял, что свобода - это не вседозволенность как он думал раньше. Это, прежде всего, ответственность и ограничения. Но ставишь ты себе их сам. По-моему, это и не все взрослые понимают. 
Вечером он строил планы на завтра - чем он хочет заняться и на что ему хватит времени и сил. Пусть не все они четко исполнялись, но они были. А не как раньше - и думать-то не надо, всё за тебя уже расписали.


Нет привязки к учебным материалам.

Осваивать материал можно как угодно: по любым учебникам, фильмам, рассказам родителей, видео-урокам. Не важен автор учебника, год выпуска и одобрен ли министерством. Решали мы сами. 
Не нужно было обязательно покупать учебники в бумажном виде. Нам удобно было пользоваться в электронном виде. 
Не нужны рабочие тетради, контурные карты. В смысле нет обязаловки. У Дани была печатная тетрадь по математике и специальные пособия по биологии, географии, русскому и украинскому языкам - для самоконтроля. Нас никто не обязывал. Еще оксфордский комплект по английскому языку - это уже от гимназии (единственный навязанный учебник, но хороший).
Учебники по некоторым предметам мы вовсе не открывали, некоторые учебники использовали лишь для аттестаций, некоторые - для навигации по темам. По математике мы использовали четыре разных учебника, два задачника и видео-уроки, плюс в интернете я искала интересные задачки. По биологии были два учебника на русском и украинском языках, и тоже видео-уроки.
Плюс поиск в интернете. Я научила Даню читать по крайней мере три (а лучше пять) различных источника по любой теме.
И знаете что? Если ребенку дать свободу выбора и разрешить добывать информацию самостоятельно, то появляется... интерес! Так выяснилось, что объемная и невероятно сложная с её терминами БИОЛОГИЯ (по моему мнению) – Данин любимый предмет. С удовольствием делал презентации, читал о водорослях, из парка притаскивал поганки и мох.
А еще говорят, что от учителя всё зависит - будет ли предмет любимым или ненавистным. Не было у нас никакого учителя. Вообще!

Но во всем разнообразии образовательных статей, сайтов, учебных книг, пособий, энциклопедий, методичек, тетрадей и т.д. и т.п. приходилось разбираться мне самой. Просматривать, перечитывать, принимать решение - оно или не оно? Поиск, сортировка и отсев для меня тяжкий труд.
Составить примерный учебный план - вообще песня. Но если изначально не решить, в каком направлении копать, можно просто утонуть в информации, кидаясь от одного к другому. Бессистемность, хаос, куча закладок, в голове каша... Это всё у меня, а каково ребёнку?! Куда проще было бы положиться на готовую методу со списком учебников, как в школе.
Вот например, родители, практикующие анскулерство (они следуют за интересами ребенка, не навязывая учебные планы), не должны вроде бы иметь таких проблем. Т.к. у нас полный отказ от школы невозможен, то я могла лишь представить себя в такой роли. Но, примерив на себя, поняла, что интересы - это хорошо, но для их развития тоже нужны книги, программы и всякие другие материалы. То есть также надо будет просеивать тонны информации в поисках действительно толковых источников. 
Переизбыток всякого рода информации - это то, что меня порядком доставало и иногда приводило к умственной усталости и апатии. 

Итог за год: у меня голова закипела, Даня же, наоборот, открыл для себя много нового, более-менее научился сортировать информацию, выделять главное самостоятельно (а не читать то, что жирным шрифтом в учебнике), к некоторым источникам появилось скептическое отношение. А ведь ранее ответы на мейлру принимались на веру как непреложная истина))) А то, чего не было в учебнике - не существовало в природе. Теперь информация перепроверяется, а попутно и дополняется.


Меньше оформительства.
Как вести тетради - это было нашим делом почти по всем предметам. Можно было вести конспект в любой тетради или не вести вовсе. Можно иметь одну толстую тетрадь по всем предметам, а можно обходиться листочками и планшетом (как мы). Одно время Даня вёл записи в гугл-документах. Не было кипы тоненьких тетрадей, кроме тех трёх, что требовала гимназия, а это ничто по сравнению с обычной школой. 

Никто не требовал покупать ручку именно синего или только фиолетового цвета, тетради с зеленой обложкой и без рисунка, или пенал определенного вида. Я например, считаю, что если пользуешься предметом каждый день - то это должно быть приятно. Ручка должна быть качественная и красивая, а тетради с миленьким рисунком. Но это я. Даня значительно проще. Но тоже ценит удобство и качество.
Оформление каждодневных работ тоже было на нашей совести. Например, задачи (если это не контрольная) сын записывал прямо с решения. Дату писал только цифрами сбоку, а не посередине или вообще не ставил. Строго говоря, у нас и тетрадей то не было как таковых. 

Довольно быстро записи превратились в "записки сумасшедшего учёного". Я это заметила уже через месяц учебы дома. Почерк курицалапой, строчки не одинаковые по величине, часто записи просто продолжались сбоку на листе, то лепились, то растягивались. Прочесть, не то что проверить - затруднительно. Поэтому мы договорились, что когда пишешь для кого-то (для мамы, например), то нужно подумать - а как, собственно, человек сможет в этом разобраться?! 
Писать "как мне удобно" можно для себя, пожалуйста! Но если ты хочешь, чтобы кто-то оценил твой труд - так позаботься об этом.

Итог за год: основное внимание стало уделяться содержанию, а не форме. Более логичное оформление работы (а не две клетки вниз - расстрел, и ничего что запись прерывалась самым нелепым и неудобным образом). Постепенно пришло осознание, что аккуратный почерк - это не прихоть мамы или учительницы, а необходимость. Не идеальный,нет. Просто аккуратный. 

Нет оценок.

О вреде оценивания написанно много статей, можно отдельно поинтересоваться. Так что я очень рада, что это нас не коснулось на протяжении года.
Работы сына я никак не оценивала. Сделал, посмотрели, проработали ошибки и всё. Есть прогресс или нет - вот всё что видно. В следующий раз мама нашла меньше ошибок - вот радость! Или сделал сразу всё хорошо - есть повод гордиться собой "я могу!" Четыре раза в год приходили результаты аттестаций. Мне на почту. Даня именно об оценках ни разу не спросил! Спрашивал, всё ли в порядке. Количество набранных баллов перестало его волновать. 

Эта медаль с обеих сторон хороша! Искренне считаю, что оценивать можно лишь прогресс ученика - есть или нет. И всё. Причём, это способен увидеть и сам ученик. 

Комфорт и безопасность.

Не нужно было обязательно рано вставать, куда-то идти или ездить каждый день и в дождь и в слякоть, таская за собой тяжелый рюкзак со сменкой и физкультурной формой. Переживать, что опоздал и выслушивать по этому поводу нотации, грустить и злиться прямо с утра от красного в дневнике "Опоздал!!!"

Урок не начинался строго в 8 или 9. Невозможно было опоздать! А сколько он длился - зависисело только от Дани. Сосредоточился, собрался и не отвлекался - сделал всё быстро, свободен! Нет настроения, вял и ленив - растягивал на целый день, переносил на завтра, удлиняя тем самым себе и завтрашние уроки.

Не было звонка, можно было спокойно доделать работу, не прерывая мысль.
Перемены не нормированы. Устал - отдохни. Голова не варит - переключись. Вообще не можешь сесть за учёбу - пойди погуляй. Даня отмечал, что после тренировки он может решить трудную задачу за 5 минут, хотя сидел до этого над ней целый день. 
То есть важно определить объем заданий на день и выполнить его. А когда - утром или вечером - не так уж и важно. Хотя пик умственной активности у сына приходился на 10-12 утром и 19-21 вечером. Бесполезно было что-то учить в обед, поэтому в это время смотрелись фильмы или читались художественные книги.

Безопасность - путь от кровати до парты составляет несколько метров, без поломанных светофоров, спешащих водителей и вышедших на охоту маньяков.

Исчезла школьная форма и строгий черно-белый дресс-код. На урок можно было явиться в пижаме или футболке в полоску, оранжевых носках и зелёных шортах. Можно носить любую прическу и свитер с пони. Меня это не напрягало, рабочая атмосфера от этого не зависела, хотя в комфортной одежде приятнее как ни крути. Плюс не тратилось время на переодевание. 


В дошкольные времена наша семья жила в расслабленном ритме - мы с мужем были фрилансерами, сын в садик не ходил. Сами себе хозяева, что хотели то и делали, жесткого расписания и железных планов не существовало. Отпуск, выходные, праздники - все эти слова не производили на нас никакого волшебного эффекта. Школа нам доставила массу неудобств, но постепенно мы привыкли. Привыкли по утрам нервничать и кричать на слишком медленно одевающегося сына. Привыкли подгонять, торопить, волноваться что что-то не успели или забыли. Привыкли расстраиваться по мелочам и не замечать действительно важное. Привыкли ругать за замечания в дневнике. Наша жизнь вращалась вокруг школы, как солнце вокруг земли. Да, именно так! Потому, что нам, как в темные времена, казалось, что именно так и должно быть. А не наоборот.

Что дало обучение на дому в этом плане? Спокойствие! Нервозность прошла, стрессов стало в разы меньше. Мой сын перестал грызть ногти, а ведь эта ужасная привычка появилась у него в конце первого класса и до конца пятого класса не проходила. Больше не было необходимости встречаться каждый день с неприятными людьми и делать неприятные вещи, лишенные всякого смысла (это слова сына).
Мы стали больше общаться. Нет, не проводить время вместе, а именно общаться. На разные темы. Больше гулять - в разных местах. Появилось время на увлечения, на чтение книг не только по учебной программе. На спорт. На валяние на диване. Это, кстати, тоже важно. 
Мы снова стали распоряжаться своим временем сами!

Однако отсутствие вообще какого-либо расписания - хорошая почва для роста лени. Как Даниной, так и моей. Стоило только на пару дней дать себе передых - всё, обратно собраться было очень трудно. Была тенденция откладывать на потом какие-то задания не первой важности. Они дотягивались до последнего дня, конечно же! 
Комфорт - тоже относительно. Во время занятий нам жутко мешал 4-х летний Миша. Он буквально сидел на голове, норовил залезть на стол, хватал карандаш, ковырялся в планшете, утаскивал тетрадь как только Даня отлучался. Сильно шумел и требовал к себе внимания в самые неудобные моменты. Нейтрализовать Мишу не всегда получалось. Чаще мне приходилось разрываться - чем-то занимать Мишу и параллельно заниматься с Даней. Было бы гораздо лучше, если бы Данины занятия проводились вне дома или, наоборот, Миша в это время отсутствовал. Но на практике такое удавалось редко. 

Итог за год: жизнь стала более медленной и осознанной, исчезла нервозность и страх куда-то не успеть. Истинные ценности - это не хорошая успеваемость или эрудированность, это - хорошая семья. Да, мы все не подарки, любим поскандалить (кроме меня и мужа, друг с другом мы не скандалим никогда), крик и лай иногда стоит такой, что даже стыдно. Так же быстро все отходят. Главное, что это перестало быть нормой. Ведь повод для ругани был всегда один - наше несоответствие школьным стандартам и наши же комплексы по этому поводу. Как хорошо, что можно было посмотреть на всё это со стороны. Думаю, что к этому абсурду мы уже не вернемся.

Общение

В этот год сын смог выбирать с кем ему общаться, а с кем нет. Те, с кем Даня дружил - остались. С кем не очень - отвалились. Были также новые знакомства и даже girlfriend (девушка) появилась. Можно сказать, что круг общения сузился, но стал более "качественным".
Скажите, вы избегаете неприятных вам людей? Если нет, то это серьёзный вопрос к вам. Но, как правило, взрослые сами контролируют свой круг общения, а вот у школьника такой возможности нет. С кем посадили, с тем и мучайся. Мой сын общительный и неконфликтный, но это не значит что ему все нравятся. А испортить день можно очень легко. Один, второй, третий... Неделя за неделей ты вынужден ходить в неприятное место, где есть неприятные люди и никак не можешь повлиять на это. Некоторые родители считают, что это хорошая школа жизни - тренировка перед настоящим боем с жизнью. Я и муж считаем (и детей так воспитываем), что жизнь - это счастье. Да, случается всякое и ты не застрахован от неприятностей и бед, от злых людей, что нужно уметь отстоять свои интересы. Но вовсе не обязательно делать это изо дня в день. Это выживание, а не жизнь. 

Но всё-таки был дефицит общения у Дани. Дело в том, что все друзья сына имеют жесткое расписание и заняты по горло школой и кружками. Встретиться с ними можно только в школе или в этих самых кружках. После окончания занятий все бегут по домам, практически никто не может часик-другой погонять в футбол. Для этого слишком многое должно совпасть - сделанные уроки, отсутствие других дел, разрешение родителей, хорошая погода... Такова современная реальность. 
Кстати, на кружках или в спортивных секциях тоже нормально не пообщаешься - туда ведь не для общения ходят, там "деньги плочены", а поболтать можно и бесплатно. При условии, что всё сойдётся. Вот и получается, что свою свободу Дане часто не с кем было разделить. Общение со сверстниками было редким.

Не хватало коллектива. Даня обожает всякого рода движения, тусовки, мероприятия. Ему важно быть в гуще событий, и не просто - а быть там заметной фигурой. Важно самоутвердиться именно в кругу сверстников. Но с таким редким и не очень продолжительным общением всё это одновременно получить не удавалось. Я брала его или специально водила на разные культурные мероприятия (благо, в нашем городе их немало проводится) и он был в восторге, впечатлений хватало. Но он там был один, без своих друзей. 

С друзьями тоже не так всё просто. Во-первых, отношение некоторых несколько изменилось после того как они узнали что Даня больше не в школе. Потом начала быть заметной разница в интересах. Даня интересовался не тем, чем интересовалось большинство. Я это объясняю тем, что Даня больше отталкивался от своих собственных предпочтений и не знал что в "тренде". Это и не плохо, но и поговорить особо не о чем. Не забываем, что это возраст 11-13 лет, интеллектуальные беседы там пока в зачаточном состоянии, больше обсуждения компьютерных игр или популярных ютуб-каналов. И о чём говорить, если ты не видел очередной шедевр Ивангая, а они не в курсе про тетрадь дружбы Нацумэ?! Добавьте к этому музыку, которую не крутят по радио и причёску, которая вводит в ступор бабушек и детей до 14 лет.
Для подростков быть как все гораздо важнее, чем взрослым, даже если они всем своим видом показывают наоборот. Они чувствуют себя комфортно с такими же как они - странные со странными, например. 

Итог за год: сын стал более разборчив в знакомствах, хотя это можно списать и на взросление. И понял, что именно его привлекает в общении, а что отталкивает. Надеюсь, что и научился ценить тех друзей, что есть.


Но главный итог ДО, ради чего собственно всё и затевалось - появление желания учиться! В самом лучшем понимании этого слова - узнавать новое, удивляться общеизвестным фактам, делать открытия или изобретать велосипед. 
Я считаю, что именно благодаря обучению на дому, к сыну вернулась тяга к знаниям и появилась самостоятельность в принятии важных для него решений. Например, биологию он изучал весь этот год исключительно сам и так увлёкся, что захотел продолжать более углублённо. Принял решение поступать в лицей в химико-биологический класс.

Правду сказать, Даня посещал подготовительные занятия в лицее раз в неделю еще с октября (тоже его инициатива, "не напряжно и познакомлюсь с кем-то" - говорил он), но о поступлении не думал, ему нравился его статус "домашника". Потом побывал на дне открытых дверей, посидел на презентационных уроках. И загорелся. Правда в тот же день передумал, т.к. не занял никакое место в конкурсе, который проводили в этот же день. Победители конкурса зачислялись в лицей без экзаменов. Но затем понял, что мечта исполняется как только становиться целью. Ну вот и поступил.


Что же думаем мы, родители, по этому поводу?

Мы видим плюсы для Дани от поступления в лицей:

Коллектив. Даня - ярко выраженный экстраверт. И хотя я против деления людей на всякого рода психотипы, однако Даня очень хорошо подходит именно под это определение. Ему необходимо общество, как он говорит - "тусня", где постоянно происходили бы какие-то события, в которых он должен играть если не первую роль, то хотя бы активно участвовать. Быть в гуще событий, так сказать. 
Поездки, экскурсии с классом, школьные спектакли, конкурсы... Этого очень не хватало дома и заменить можно было лишь частично.

Оборудование. В 7 классе начинается химия и физика. Опыты и лабораторные. Лицей специализируется по естественным наукам, там не только уроки проходят "продвинуто", но и много внеклассных занятий и кружков. Бесплатных, кстати. Дома организовывать химическую лабораторию у меня нет желания почему-то. Может, потому что сама я в химии полный ноль, да и места под это дело у нас вообще нет. Ну и безопасность, доступ к реактивам...

Летняя практика на природе. Дети ездят изучать биологию. Пока это Данин любимый предмет. Походные условия, жизнь в палатке, костер и всё такое... Да еще и с пользой.

Интерес. Ну это даже не плюс, а надежда. Заниматься в лицее трудно, надо прилагать усилия и иметь мощную внутреннюю мотивацию. А так как Даня захотел туда сам поступить, то я полагаю, что мотивацию он тоже сам придумает. По крайней мере, отзывы о лицее в этом плане самые положительные – говорят, там ценят индивидуальность и развивают таланты. 

А вот каких минусов мы ожидаем или страшимся:

Дорога. Лицей далеко от нашего дома, а поездки в маршрутке не являются любимым времяпрепровождением нашей семьи. Надеюсь, муж сможет хотя бы иногда подвозить Даню на машине. Но вообще, им в разные стороны. В принципе, это решается школьным автобусом, но только в одну сторону и за дополнительную плату.

Питание. Нет столовой в принципе, только буфет и супермаркет через дорогу. С 7-ми до 16-ти подростки питаются снеками. Кто-то что-то придумывает с готовыми обедами, но правда в том, что чипсы и кола вкуснее гречки с котлетой.

Общение. Да, там где плюс, там и минус! Хотя в специализированном лицее контингент отличается от районной школы, но и дети и родители бывают разными в любой среде. Короче, я переживаю (как и любой родитель подростка) чтобы наш чрезмерно общительный и увлекающийся Даня не попал в плохую компанию. Дома всё-таки это гораздо легче контролировать. 

Несвобода. Это самое страшное. Возможно изучать химию-физику-биологию интересно, но есть же и другие предметы, которые будут совсем не интересны и занимать при этом массу времени. Вообще, нагрузка будет ого-го! Нас так и предупредили. Простыми арифметическими действиями я вычислила, что времени "пожить" не будет вообще((( Не будет наших прогулок, спонтанных поездок, плавания сколько захочешь, фильмов в полночь... Много чего не будет. Интересно, что будет?

Остальные минусы относятся к нашей системе образования в целом, а не конкретно к лицею (хотя он её часть). 

Но, как я говорила ранее, лицей – это самостоятельный выбор моего ребенка. Возможно, первый серьезный шаг, который он сделал сам. Я не могу навязывать ему своё мнение, но я готова его поддержать, если будет трудно. 

Блог я не бросаю, конечно же. Позже напишу как проходил процесс вливания обратно в систему. Тема домашнего обучения тоже для нас не закрыта. Кто знает, что лучше для Дани кроме него самого? 
И у меня еще есть младший ребёнок 5-ти лет. В этом году мы начинаем с ним заниматься "серьезно")))). В школу он, скорее всего, не пойдёт. По крайней мере, в общеобразовательную - точно нет. 
Миша - трудный ребёнок. Трудный для меня и только с точки зрения обучения. У нас очень разные процессы мышления. Я - логик, он - фантазёр. До сих пор мои попытки научить его чему-либо заканчивались ничем. Он учиться сам - одному ему известным способом. Вроде и хорошо, что так. Но вспомним про медаль... Здесь у нас непаханное поле работы. Прежде всего - над собой.

Но это уже совсем другие истории будут. 

4 комментария:

  1. Спасибо вам огромное за такое море полезной и нужной информации..
    Мой сын идет в этом году в 3й класс, с содроганием и ужасом об этом думаю. "Убивает" и наша система образовани и нынешняя молодежь. Он у меня также экстраверт и очень тянется ко всем и вся, но минус в завышенной самоуверенности и полном пренебрежении какими либо правилами..
    Вот уже год подумываю о домашнем обучении, но опыта среди знакомых нет и поэтому никак не решиться..
    Ещё раз огромное спасибо за то, что делитесь своим опытом:)

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, что пишете )) С огромным интересом читаю о Вашем опыте и тоже хочу попробовать ДО. Очень жду Вашего следующего поста о новой "школьной" жизни Вашей семьи ))

    П.С. Если позволите, дам ссылку на Ваш блог у себя в ЖЖ.

    ОтветитьУдалить