четверг, 20 октября 2016 г.

Каково это - вернуться к школьным правилам после ДО?

Через неделю наступят у нас осенние каникулы, заканчивается первая четверть. Хотя сейчас полугодовые (или семестровые) аттестации, но всё рано все по старой привычке подводят итоги четверти.
И что же я могу сказать за эти два месяца? А что Даня? Давайте сначала Даня ответит на самые частые вопросы к нему (мои комментарии выделены курсивом).


- Как тебе на новом месте?
- Да нормально. Я там уже был, поэтому особо не почувствовал что-то новое.
Никакой особой адаптации не понадобилось. Конечно, само новое место, новый коллектив и учителя, но не более того. Тем более, что все в одинаковом положении, т.е. все новички. 
Никакого культурного шока не случилось. Т.к. Даня попросту не успел от всего этого отвыкнуть за год. Есть определенные правила, которых не было а старой школе, но есть и свободы, которых тоже не было в старой школе. 
А с домом не имеет смысла сравнивать вообще. 

- Тебе нравится твой класс?
- Да. Все нормальные, хотя девочек больше, чем мальчиков. Но они тоже вроде нормальные. Классный руководитель у нас хороший и интересный. Он не похож на других учителей и общается с нами по-дружески. Хотя он и строгий. 
Мне нравится то, что классный руководитель уделяет внимание не только учебному процессу, а много чего делает для сплочения коллектива (внеклассная жизнь у нас насыщенная). С ним можно спокойно обсудить поведение ребенка (уже приходилось) и вообще любые вопросы касательно ученика и того, что с ним происходит в школе. Даня был удивлен таким подходом, т.к. привык думать, что учителям вообще наплевать на учеников в школе и они только ругают за поведение.

- Не противно снова носить одно и тоже? Как твоя прическа - можно так ходить в школу?
- Немного скучно, но не противно. Мне нравится носить галстук. К прическе пристают одноклассники, им интересно как я выгляжу с распущенными волосами.
Необходимость соблюдать дресс код не вызывает отторжения, даже наоборот -  есть теперь куда носить галстук, хотя как раз это и необязательно :) Прическу тоже не пришлось менять, классный руководитель очень либерален в таких вопросах. Но директор уже делал замечание. В любом случае, считаю, что это не предмет для серьезного обсуждения.

- Теперь тебе снова надо рано вставать каждый день и не опаздывать. У тебя получается? Высыпаешься?
- Я с удовольствием вставал бы попозже, не высыпаюсь. Вечером я не могу заснуть, а утром оооочень хочется спать, но на улице это проходит. Утром меня отвозит папа, так что не опаздываю почти.
Необходимость вставать рано раздражает. Поначалу Даня ответственно ставил будильник и вставал сам. Потом будильник звенел, но Даня не вставал. Потом будильник однажды выбросил с кровати... Будит папа. Приходится, как и раньше, подгонять. Стараемся не нервничать и не нагнетать. Постоянный недосып получается, который никому не идет на пользу. Страдает память и способность концентрироваться. С чем у Дани и так не очень... Но в школу от этого не пропадает желание идти.

- Уроков много задают? Справляешься?
- Много! И домашка, и презентации, и рефераты, и текст наизусть по английскому... Справляюсь, но не люблю делать некоторые уроки.
Расписание составлено довольно грамотно. Самые богатые на задания дни - это среда и четверг, т.е. середина недели - время когда все уже раскачались после выходных. Заданий на самом деле не так уж и много, но они все из разных областей. Получается петрушка. Сначала погружаемся в алгебру, тут бац - и пишем сочинение, затем прыг - учим историю на украинском, затем текст на английском... В итоге ни одному предмету не уделено должное внимание и цель домашки  - побыстрее от неё отделаться. Знания поверхностные, достаточные чтобы не схватить двойку. Но интерес при таком ритме не может проявиться. Это всё равно что есть бутерброд на бегу - вкуса не почувствуешь, так еще и в боку колет.

- Школьные правила бесят?
- ))) Некоторые. Не понимаю, почему некоторые учителя запрещают пользоваться планшетом вместо учебника? Почему конспект надо именно писать, а не печатать на том же планшете? Почему реферат или сочинение тоже надо писать от руки? Хочу, чтобы домашку можно было бы выполнять на компьютере дома, а не писать в тетрадях.
Дневник у нас есть, но оценки туда не ставят. Он для записи домашнего задания. Мне больше нравилось, когда задание пишет учитель на сайте. Как это делала раньше моя мама и учителя из Очага. Так ничего не забудешь и всё понятно. 
Нельзя бегать, это понятно. В прошлой школе тоже было нельзя. Но здесь есть внутренний дворик, куда можно выйти и поиграть в мяч. Я так и делаю на переменах или после уроков. Это супер!
Писать надо много, это да. Печатает Даня быстрее. Из-за писанины на домашку уходит больше времени, чем в действительности она заслуживает. А могли бы это время потратить с пользой. Отлично, что есть место, где можно выплеснуть накопившуюся энергию. Сидеть 7 часов - это вообще не для детей, да и взрослым не полезно.


- Где лучше - дома или в школе? Не жалеешь, что поступил в лицей?
- И там, и там хорошо. Это просто по-разному. Дома не было столько уроков и я мог больше учить то, что нравится мне и мало - то, что скучно и неинтересно мне. Но в школе некоторые уроки проходят очень интересно. Мне нравится химия и физика - мы проводим опыты. Дома мне негде это делать. На урок биологии нам недавно принесли птицу и мы её рассматривали, изучали её строение. Мама не разрешает мне приносить домой мертвых птиц))) Дома я мог некоторые дни отдыхать и ничего не учить, а просто читать и смотреть фильмы, а в школе так нельзя, всё нужно учить по учебнику. Я больше устаю. Но в школе много друзей.
Нет, я не жалею, что поступил. Мне здесь нравится. Некоторые предметы нудные, но зато остальные очень интересные. 
Я вижу, что Даня действительно ходит туда с удовольствием. С таким же удовольствием он остался дома, когда был ураган и отменили занятия в школе. Мы тогда прекрасно позанимались. В лицее, кроме общения, есть дополнительные занятия, куда Даня записался сам - это химия на английском и журналистика. Еще хочет волейбол, но пока пальцы не зажили полностью (уже наигрался). А дома было бы больше времени на анимацию, которой он недавно увлекся, но такого кружка в школе нет.

Что же касается меня...
Я в целом не испытываю разочарования, т.к. вижу, что Даня ходит в лицей добровольно и не без удовольствия. Но мне есть о чем пожалеть.

Во-первых, это нагрузка. Точнее, её распределение. И я, и Даня предпочли бы больше интересных заданий по химии, например, чем по зарубежной литературе... Алгебра с геометрией пока слабая (дома он занимался математикой в три раза больше, успевая еще и другими предметами заниматься). Боюсь, когда они её начнут изучать углубленно (с 8 класса), то тут и вылезут эти слабинки. А ведь сейчас на дополнительные занятия дома нет времени. Оттачивать писательский талант можно было бы, выполняя творческие задания по биологии и химии. А художественные книги читать в удовольствие, когда хочется.

Во-вторых, эта распылённость по предметам каждый день. Блочная система, которую мы практиковали в прошлом году - в разы эффективней. Странно, что в школах даже не пробуют так заниматься. Большинство учителей в лицее используют свои методики и наработки, а не тупо идут по учебнику. Я это оценила, но было бы еще больше пользы, если бы не пришлось ограничиваться 45 минутами. Хотя, наверное, это очень неудобно с точки зрения организации (столько учителей ведь и всех как-то придется двигать по расписанию каждую неделю). 

В-третьих, совершенно не учитываются физиологические потребности подростков. Это, прежде всего, потребность в более продолжительном сне. Говорите, надо спать раньше ложиться? Это когда - в 8 что ли? Ну чтобы в 9 уснуть. И в 6:30 нормально встать. Учитывая, что домой ребенок попадает самое ранее в 4 часа, а иногда и в 6 вечера... Этот постоянный недосып приводит к работе мозга в "щадящем режиме", что при изучении нового явно не помогает. А какая работоспособность после 6 вечера? Отдыхать надо, а не снова за уроки.

В-четвертых, мало времени на себя у Дани. На свои интересы. Полный рабочий день в школе (уходит в 7:30, приходит в 16:30), потом еще домашнее задание на несколько часов. У нас закончился недавно абонемент в спортклуб, так я не знаю, стоит ли его продлевать? Когда он будет туда ходить? Мы пропускаем все интересные события и мероприятия, на которые я водила его в прошлом году - потому, что физически не можем там находится, пришлось бы раздвоиться. Поездки - теперь только с классом и туда, куда едут все. А не с нами и туда, куда хотим мы. Я уже молчу об их продолжительности и датах. Всё ведь теперь привязано к школьному расписанию Как бы чего не пропустить. Нет, можно и пропустить. А потом дома догнать... Стоп. Заниматься дома? По-моему, это уже было :)

В-пятых. Моё "любимое" - оценки. Здесь еще добавился рейтинг учеников. Знаете почему в обычных школах много двоечников и троечников, а в лицеях и гимназиях - мало? Думаете, что там лучше учат? Может быть. Но секрет в том, что слабых учеников просят уйти из продвинутого учреждения. Им, бедняжкам, трудно освоить углубленную программу и не надо насиловать ребенка, ему в обычной школе будет лучше. А заодно в лицее рейтинг станет выше. Вот и всё. 
Лично мне начхать на оценки. Нельзя ставить телегу впереди лошади. Хорошая оценка ничего не значит, если получена путем зубрежки перед контрольной. А вот хорошо усвоенные знания влекут за собой и хорошие оценки. И даже, если на контрольной вдруг "всё зависло", то сами знания из головы не улетучатся в любом случае. Так что школьные оценки мне говорят лишь о том, как Даня справляется с контрольными в определенных условиях. А уровень знаний по-прежнему приходится проверять самостоятельно. 
В этом контексте, меня напрягает этот самый рейтинг учеников. Для чего он? Соревновательный дух? Сомнительный приём.

Из положительного. 
У Дани НЕ ПРОПАЛ интерес к учебе. Наоборот, где-то в чем-то даже усилился, подогреваемый интересными уроками. Даня стал чуть более организованным, стремится делать всё как можно лучше. Но здесь без фанатизма, правда. Т.е. иногда лень даёт о себе знать. Но я считаю, что лень - это индикатор. Когда лень - значит, это перестало быть интересным. Можно себя заставить, а можно переключиться и продолжить позже. 

Как правило, мне не приходится заставлять делать его домашку. Я только проверяю, все ли уроки по списку он сделал. Я разрешаю ему делать уроки как он считает нужным и в таком объеме как он хочет. Это иногда влияет на оценки (не в лучшую сторону, конечно). Но, как я писала выше, для меня это больше не показатель. Если оценки волнуют Даню, то он и должен стараться. А не я буду его тянуть за уши. Но, если я замечаю, что где-то он откровенно отстал или что-то недопонял, то я вмешиваюсь. Сажусь и разъясняю, пока не поймет и не начнет делать правильно. Здесь я на школу не очень привыкла полагаться. В классе слишком много учеников, чтобы заметить, что кто-то их них начал отставать. Выясняется это после оглашения оценок за контрольную. А сама тема-то уже закрыта и все перешли к следующей. Так что тут я бдительна, насколько в моих силах.

Подытожу. У Дани всё в порядке. Ему не хочется бросить лицей и вернуться к ДО. Он считает, что лицей будет ему полезен, у него есть цель. Я тоже так думаю, но считаю, что дома было бы заниматься эффективнее. По крайней мере, до определенного уровня. Просто потому, что прицельно, а не распыляясь и не тратя столько времени на обязательную программу. 

А так, у меня появилось больше времени на себя, на работу. И на Мишу. 

2 комментария:

  1. Спасибо большое! Мне очень интересны ваши результаты. Во время болезней, очень нас спасает ссылка на интерурок, которой поделились. И не только во время болезней не всегда все понятно в школе объясняют :)
    Ребенок увлекся химией и всем что с ней связано. Хотела спросить, вы чем-то дополнительным занимаетесь по химии? Ребенок все яркие и красочные книги уже прочитал, добрался самостоятельно до видеоканала на ютьюбе о свойствах химических элементов. И хочется ему еще чего-то.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, я как раз готовлю пост на тему химии - книги, сайты, приложения... Потерпите немножко? Блог переезжает на другую платформу, новая статья будет уже там (здесь дам ссылку).

      Удалить