среда, 24 февраля 2016 г.

Чего я жду от ДО?

Я очень редко пишу в этот блог и не обещаю, что смогу чаще. Когда заводила, думала что, подобно другим родителям хоумскулеров, буду подробно описывать ВСЕ наши приключения и процессы. На деле это оказалось не слишком увлекательным занятием. Я имею в виду описание перипетий домашнего обучения. Видимо, мало просто заниматься этим, надо еще и кайф ловить от ведений записей, заметок и дневников. Меня еще и на эту работу просто не хватает. Мы ведь просто живём – события происходят, мнения меняются, мысли шуршат непрерывным потоком. Всё чувствуем, только нет времени и желания облекать всё это в слова. 

Но о главном иногда хочется написать. 

Чего я жду, обучая ребенка дома? 


Глубоких знаний по предметам? Нет.
Я прекрасно понимаю, что невозможно одинаково интересоваться всеми школьными предметами и что интересоваться можно вообще не школьными предметами. Поэтому программу Даня проходит на базовом уровне. Если что цепляет - узнаёт глубже. В остальном и его и меня устраивает тот уровень, который позволяет написать контрольную.

Качественного образования? Ну ... Нет.
Что понимать под качеством? Супер-пупер-эрудированность? Умение брать тройные интегралы? Это как-то переплетается с предыдущим абзацем. 
А если качество - это учитывать возможности мозга согласно возрасту, тип темперамента, особенности развития и соответственно строить учебный процесс? Тогда да. Но! Контрольные и программу во всей её красе ведь никто не отменял? Как состыковать, где уступить и в какую сторону? Что произойдёт с качеством? Явно не улучшится. Так что скорее - нет, не жду я уж сильно качественного образования на дому в наших рамках.

Поразительных результатов в учебе? Нет. Мой ребёнок гений и вот теперь то он раскроется?! Нет. Вообще-то я считаю, что гениальность - это субъективно. Можно гениально колпачком от ручки выдавливать на ноге узоры. Но никто этого не оценит, если не будет на то моды или практической надобности. А можно сиськами (пардон) размазывать краску по бумаге и тебя будут считать гениальным экстраординарным художником... Можно придумать спрей от комаров и твоё имя никто не узнает, а можно водородную бомбу... Как-то так.

Всё очень просто. Я жду самого главного, на мой взгляд – самостоятельности. 
Хочу, чтобы Даня учился сам, сам организовывал свой день, ставил перед собой задачи, находил мотивацию и шёл к цели. Даже если трудно или не интересно.
Почему-то очень распространено мнение, что ребенка нужно учить через игру. В теории я согласна, но практически это неверно.  Неизбежно наступает такой момент, когда просто "надо". Не важно сейчас что именно надо – убрать ли игрушки, выпить лекарство, написать текст... Маленьких детей мы уговариваем, придумываем веселые как бы игры, короче мотивируем что есть сил. Мы. Я. Не сам ребенок.
Но вы ведь не представляете себе подростка, которому мама специально придумывает игру и всё для того, чтобы он убрал свою одежду или прочитал два параграфа и выучил теорему? Как то он уже справляется без сказок и игр.
Так вот дело в том, что справляется то справляется, но под давлением чаще всего. Опять не сам. На смену играм приходит кнут и пряник. 
С учебой (я про школу, а не дома) это очень наглядно. Если в первом классе приблизительно 60% родителей заставляли разными способами делать домашку своих детей, то в 6-ом классе это были уже жирные 100%.

Постепенно, очень маленькими и неуверенными шажочками Даня приближается к пониманию того, зачем вообще учиться. Вместе с этим пониманием развивается и такая желанная самостоятельность и ответственность. Медленно, но развивается же!
Среди наших побед:
- возобновление чтения в удовольствие (просит новые книги, не успеваю выбирать);
- практическое применение полученных знаний;
- самостоятельное прохождение учебных тем (я ничего не объясняю и вообще меня нет рядом, когда Даня занимается);
- самостоятельное планирование дня;

Пока трудно:
- чувствовать время и отслеживать его (не укладывается в им же самим запланированные временные рамки);
- не отвлекаться во время выполнения задания (из-за этого и возникают проблемы со временем);
- мотивировать себя на выполнение неинтересных заданий.

Последний пункт самый важный. Все мы время от времени вынуждены заниматься неприятными, скучными или  нелюбимыми делами. Но нужно. Потому что больше некому или это нужно лично нам и больше никому. Поднимаем свои попы и идём и делаем. Делаем хорошо и по возможности быстро, чтобы не дай бог не пришлось переделывать и тратить на это время. Как себя мотивировать? Это у всех очень индивидуально. Я чаще всего думаю о конечном результате. 

Дане сложно, т.к. он не представляет конечного результата. Для него учёба – это скучные уроки, т.е. нечто бесконечно-тягучее и не имеет цели. Интересные уроки он за учебу не считает :) 
Вернулись к пониманию того, зачем учиться? Что значит учиться? 

Чего я жду от ДО? Чтобы Даня нашел наконец ответ на этот вопрос. Я ему помогаю искать. Остальное приложится, я считаю!

Комментариев нет:

Отправить комментарий