понедельник, 4 января 2016 г.

Как мы неудачно начали, но успешно продолжили

Обещала рассказать, как началась наша учеба. И как сейчас обстоят дела.
Оформив перевод на дистанционку, я расслабилась и решила что уж теперь точно все будет хорошо. Мы не спеша "расшколимся" и потом начнем учиться уже по-настоящему - с чувством, с толком, с расстановкой. Тогда я еще не подозревала, в каком темпе нам придется осваивать обязательную программу гимназии, чтобы успевать вовремя сдавать аттестации и какими по объему могут быть эти контрольные. О моем разочаровании я написала в прошлой статье.
Расшколивания не произошло, на него не было времени.
Наоборот! Большим упущением было то, что начали мы заниматься с середины сентября, при этом всё лето Даня отдыхал, ничего школьного не вспоминалось. Из-за этого было очень трудно начинать. И еще раз повторюсь – я не знала, какими могут быть задания аттестации. Думала, что такими же как и обычные задания, когда их пишешь в школе - по объему. Но когда я их увидела... Мы начали спешить. Поначалу я не знала, как все успеть, как лучше всё организовать. Пробовали и то, и это. Уставали, я часто срывалась, кричала. Это был такой же кошмар, как раньше в школе:

Уроки сделаны
Мать охрипла
Сын оглох
Соседи всё выучили
Собака пересказала


Смешно? А мне жуть как стыдно. Поначалу я взяла на себя роль учителя и объясняла темы, мне так казалось легче - пропускать информацию через себя и подавать только нужное. Грандиозная ошибка! Столкнулась со стеклянными глазами и свистом в ушах. Мой труд и время - всё было зря. И у меня вообще не было личного времени, я с утра до ночи занималась уроками. Быстро измоталась. Поэтому я и кричала. От отчаяния и обиды. "Да почему ты такой тупой?!!"
И обидно, и жалко. Около 6-ти недель мы с Даней так воевали, реально испытывая терпение соседей, т.к. сын тоже поорать не дурак. Всё время я думала, что же не так. Очень мне помог описанный в интернете опыт других родителей, которые тоже проходили через подобное. И поняла, что слишком тороплю события. И успокоилась, отстала от ребенка и стала наблюдать.

Для начала выяснилось, что сын абсолютно не способен учится самостоятельно. Обратите внимание, какое слово выделено. То есть, я то думала, что я буду готовить для него подробный, интересный материал по теме, составлять расписание на каждый день, а ОН будет всем этим пользоваться. САМ.

На деле всё оказалось не так. Оказывается, этого мало! А действительно, давайте вспомним как проходил урок в школе:
"Дети, открываем страницу 56, читаем упражнение 24. Слушаем, не перебиваем, вопросы после урока. Смотрим на доску, теперь записываем под диктовку или списываем с доски."

Работать с учебником, равно как и с другими источниками информации надо уметь! Умение это не было привито, ему пришлось учиться специально. Поэтому стала учить заново читать и понимать прочитанное. Учить искать информацию, дополнять её из разных источников. Учить вести конспект!

Еще большим сюрпризом для Дани стало то, что урок длится не строго 45 минут, а до тех пор, пока информация не будет усвоена. С перерывами, конечно. Но нередко один предмет у нас растягивался на полдня. От этого устаешь.

На уроке за порядком следит учитель, дома надо делать это самому. А вокруг столько отвлекающих факторов! То собаку потискать, то брат на стол залезет, а то и с планшетом в туалет пойти срочно.

Надо уметь чувствовать время и планировать свой день. Раньше полдня уже было спланировано и строго расписано школьными уроками и звонками. Прозвенел звонок - гудбай, гуляй, твой законный отдых - уроки ведь кончились)) Дома легко потеряться во времени, а оно ведь не резина...

Надо уметь себя заставить сконцентрироваться на выполнении задания. На уроке за этим также следит учитель , за отсутствующий взгляд напишут в дневник "не работал", а дома просто потеряешь время и тем самым продлишь свои уроки.

Все эти умения и навыки кажутся простыми и вроде как должны были быть наработаны в школе. Но на деле - полная атрофия самостоятельности. Как сказала одна знакомая мама: "Наши дети как запрограммированные роботы - делают только то, что скажут. Если не скажешь, то и не сделают."

К счастью, это лечится.

После сдачи промежуточной аттестации у нас всё пошло намного лучше.
Я больше не сидела коршуном над сыном и не контролировала КАК именно он выполняет задания. Пусть он вставал каждые 10-15 минут, чтобы повисеть на турнике или сделать переворот. Пусть он решал математику в наушниках с гремящей там музыкой. Пусть учил правила с бутербродом в руке, а стихи перекладывал на музыку... И черт с ним, с почерком!
Главное, что это было сделано. Мне оставалось проверять и подгонять в определенные временные рамки.
Вот с этим пришлось повозиться ещё. Даня, воспользовавшись расширенными рамками относительной свободы, часто халтурил. Выполнял задание кое-как, а иногда вообще никак. Зато поставил галочку, что сделал и переходил к следующему. При финальной проверке это всё было видно, конечно. И мы начинали всё сначала. Переделывать приходилось и по два, и по три раза. Уроки у нас занимали по-прежнему чуть ли не весь день из-за этого. Но уже без ругани, т.к. было очевидно, КТО в этом виноват.

Уже ближе к декабрю учеба стала более качественной.
Пришло время второй (итоговой семестровой) аттестации. Снова пакет контрольных, добавились еще предметы, а также стихи, рисунки, рефераты, презентации и заполнение тетрадей.
Еще находясь под впечатлением от первого "блина комом", в этот раз я всё расписала по дням – когда и что надо сделать. С поправками на гуляние, спорт, отдых и запасом "на всякий случай".
Такое жесткое планирование свело к минимуму наши конфликты. И аттестация была сдана без боя.

Заключение.

Что мы имеем сейчас? Даня занимается полностью самостоятельно по составленному мной расписанию. Сам читает учебник, смотрит видео-урок и выполняет задания. Я проверяю или каждый урок после того как он будет сделан или все вместе позже. Халтура (которая всё ещё встречается, но гораздо реже) переделывается. Непонятные места разъясняются или мной или находятся ответы в гугле.
Конспекты вести мы бросили, т.к. на это нет времени. Но я планирую этим все-таки заняться летом, когда не будет аттестаций. Очень полезное умение.

С чем есть проблемы? С концентрацией внимания и ощущением времени. Отчасти это можно списать на "трудный возраст". Отчасти – на особенности психики и некоторую запущенность в этом плане, я думаю. Т.е. я и раньше знала, что Дане трудно сосредоточиться, но не наблюдая его "в деле" так сказать, даже не представляла себе масштабов проблемы. Теперь я с ней столкнулась лоб в лоб и в растерянности от этого.

Еще наша большая проблема - это компьютер. Но это заслуживает отдельной, пусть и короткой, статьи.

А пока мы наслаждаемся короткими каникулами и морально готовимся к следующей аттестационной гонке. Год у нас заканчивается раньше, надо идти с опережением, а значит сроки уже начинают жать! 

5 комментариев:

  1. Спасибо, очень знакомые замечания относительно учебы в школе, временных рамок и самостоятельности. Мы в школу ходим, но именно эти проблемные моменты пытаемся решать дома, но пока слабо.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за статью! Следим за вашими успехами и мотаем на ус)

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за статью! Следим за вашими успехами и мотаем на ус)

    ОтветитьУдалить
  4. Я так рада, что я владею такими бесценными навыками, как ведение конспектов и умение учится самостоятельно, искать информацию, обрабатывать ее и пр. Надо будет спросить у мамы как она меня этому научила. Кажется, это произошло до школы еще, но, возможно, и параллельно школе тоже мама этому уделяла внимание. Очень хочется привить эти качества и своим детям)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эти умения развиваются у детей примерно в 11-12 лет, когда "запускаются" определенные доли мозга. я имею в виду ведение конспекта и умения выделять главное, а также умение сосредотачиваться на неприятных, но необходимых делах, контролировать свои желания и нежелания. Добровольно. Я так рада, что хотя бы этот момент не упустила! Ребенок меняется на глазах)))
      В моем детстве я это освоила только в старших классах благодаря одной учительнице математики (ужасно вредной, но очень профессионально обучающей) и... своей маме. А когда пришла в ВУЗ, то была удивлена насколько многие 1-2 и даже 3-курсники "зеленые" и предпочитают тупую зубрежку простому "понять".

      Способность то и желание учится есть у всех (это вообще в природе человека), но не тому и не так как в нашей обычной школе. Беда в том, что там эту способность подавляют, замусоривают мозги и не дают мыслить самостоятельно, учится на ошибках и делать выводы. Делать открытия. Все разжевано и готово к заучиванию. Главное выделено жирным))) Короче, практического опыта "подумать" в школе почти нет, да и времени на это не выделяется(( Уж не знаю как так получилось исторически, но печально.

      Удалить