пятница, 11 декабря 2015 г.

Домашняя школа - как устроена?

Вот уже почти 5 месяцев Даня учится дома. Уже сданы промежуточные контрольные (1 четверть) и в процессе завершения семестровая аттестация. И хотя мы всё еще притираемся и экспериментируем с подходами в обучении, но  кое-что уже можно рассказать.

Сейчас я постараюсь уложить сумбур в голове и сделать пост общего характера, так сказать. Речь пойдет об организации самого процесса учебы дома.


Сначала напомню, что свободного семейного образования в Украине не существует. Поэтому все "домашники" прикреплены к какой-либо школе и вынуждены подчиняться её внутренним правилам. Если жестко говорить - то от "домашнего" обучения на самом деле только слово "домашнее", т.к. ребенок физически не ходит в школу. Но всё же он там учится! По школьной программе. 

Предметы все такие же, как и при очном обучении в школе. Программе следовать надо, т.к. аттестация строго по ней. Сама аттестация состоит из набора контрольных, тестов, тематических работ, сочинений, стихов наизусть, презентаций и т.д. Это по каждому предмету. Они составлены таким образом, чтобы охватить все пройденные по плану темы за определенный период времени. 

Таким образом, мы вынуждены учится по графику, а не по интересу. Это удручает и напрягает. На некоторых темах нам бы хотелось задержаться подольше, но тогда мы будем отставать и не успеем в срок. Я уже не говорю, что очень хочется учиться тому, чему хочется, а не тому, чему надо. Нельзя отложить изучение какого-то предмета на год в пользу другого, например. 
Отдельным пунктом надо отметить ненавистное ведение тетрадей. И хотя их надо вести только три - математика, русский и украинский языки, но и эта писанина отнимает уйму времени и сил. А главное, что это просто для "галочки", т.к. от школы в свою очередь требуют доказательства того, что ученик действительно учится. 
К сожалению, присылать другие результаты и доказательства труда почему-то нельзя. Также нельзя выполнять контрольные на компьютере и отсылать по эл. почте. Здесь всё по-старинке - от руки, в конверт и обычной почтой.
Задания достаточно объемные, на написание уходит много времени. Прибавим сюда изучение учебника (для успешного их выполнения "как надо") - и всё время занято школьной лабудой. Снова :(

Это самые существенные минусы. И это совсем не то, что я ждала от домашнего обучения. Я с завистью читаю, что у кого-то дети занимаются науками по интересу, проводят много времени на воздухе и при этом достигают успехов в учебе. Не у нас. Наша система образования нацелена на создание неудачников, которым даже не дают шанса понять, что же им хочется на самом деле. Мы ушли из школы, но не из системы. Сказать, что я расстроена - это ничего не сказать. Но всё-таки есть свет в конце тоннеля))) Плюсы тоже есть. И, как ни странно, они перевешивают минусы. Но об этом уже в следующей статье.

А сейчас - не переключайте - я подошла вплотную к учебному процессу. 

Опробовав разные варианты расписаний и распределения уроков, мы остановились на изучении тем блоками.
Блок - это одна большая тема, разбитая на отдельные подтемы и затем на параграфы в учебнике. Вот пока мы эту тему полностью не освоим, "сидим" на этом уроке. Причем не обязательно читаем именно учебник, но следуем очередности по оглавлению. Это занимает неделю-полторы. Затем меняем предмет. И так по кругу.

Математика и английский - это то, что требует ежедневной тренировки и тщательного переваривания, а также много практики. Поэтому здесь блочная система не подходит.

В день у Дани по три урока (по времени они не лимитированы, надо выполнить определенный объем): 

  1. математика каждый день, 
  2. английский через день  
  3. тот предмет, блок по которому сейчас учим. 

В те дни когда нет английского, ставлю русский или украинский язык вместе с литературой  (по-моему мнению, эту пару нельзя разрывать и ставить в разные дни). 

Привязки к конкретным учебникам у нас нет, мы можем выбирать сами. Есть рекомендованные. Тоже касается любых рабочих тетрадей, тестов и вообще учебных материалов. Некоторыми учебниками я даже довольна. Но вообще они у нас как навигатор и справочник при выполнении контрольных. Потому что само изучение тем я стараюсь организовывать более интересно и продуктивно.

Теперь пробежимся немножко по предметам. Как мы их изучаем.

Математика. Новая тема - по видео-уроку с сайта "Интерурок". После видео Даня читает соответствующий параграф в учебнике (автор Мерзляк), решает оттуда некоторые примеры устно и начальный уровень письменно. В день новой темы больше никаких упражнений по математике нет. В последующие дни - решение задач из учебника, из рабочей тетради, из сборника задач, из печатного тренажера заданий. Т.е. идёт "нарешивание" разных типов задач и примеров, идем от простого к сложному в этой теме. В самом конце - решение и разбор усложненных, логических и олимпиадных задач. Как итог - контрольный тест на время.
От онлайн тренажеров я решила отказаться, т.к. задачи там в основном однотипные и примеры легкие. Только для начального закрепления материала подойдет, как мне кажется.
Пишем в печатной тетради, обычную ведем только для "галочки" в школу - переписываем уже решенные задачи из печатной тетради. Да, вот такой маразм. Но большая часть заданий выполняется просто на черновиках - т.к. главная цель - научиться решать, а не красиво написать. Черновики даже не сохраняются, т.к. в конце занятия имеют совершенно не читаемый вид))) Иногда пишем на айпаде, на грифельной доске. 
Как правило, теоретический материал Даня хорошо усваивает сам. Некоторые задачи я помогаю решить, тут же даю аналогичные для самостоятельной работы.

Биология. Занимаемся по двум учебникам. Вначале вели конспект для себя, но это отнимает время и толку от него не много. Программа по биологии в 6-ом классе просто кошмарно тяжелая. Невероятное количество новых терминов и сложных понятий. Передоз! Но Даня справляется, т.к. ему это интересно. Сначала он сморит видео-урок, затем читает параграфы в своих учебниках (они дополняют друг друга). Затем мне сам пересказывает интересные моменты. Практические и лабораторные работы мы выполняли только вначале, микроскоп имеется. Но когда это по плану, то жутко скучно. Поэтому вместо них смотрим вместе документальные фильмы (как красочные от BBC и др., так и старые советские, которые нам еще в школе показывали). Тесты и контрольные я не даю. Аттестации школы вполне хватает.

География. Учебник читаем только во время аттестации. А так - видео-уроки, фильмы BBC, Discovery, National Geographic. Красиво и познавательно. И главное - не скучно. Атласы, контурные карты я заранее купила, но мы так их и не начали. Сдавать их не надо, а их пользу в обучении я не вижу. 

История. Так же как и география - учебник только для написания контрольных, всё остальное - исключительно фильмы, интересные статьи с сайтов. Иногда видео-уроки - тоже во время аттестации, чтобы не блуждать по учебнику долго.

Украинский язык и литература. Занимаемся по пособию "Грамотей". Упражнения из рекомендованного школьного учебника пишем только для сдачи, с удовольствием бы не вели. В "Грамотее" информация подана гораздо компактней, понятней и нет необходимости переписывать упражнение для закрепления правила. Также к этому пособию прилагается диск с диктантами. Сочинения пишем только для аттестации. У Дани есть определенные сложности с написанием сочинений, очень долго рождаются мысли на заданную тему. Это то, что требует доработки, но особой проблемы я в этом не вижу. Всему своё время, значит, еще не созрел.
По литературе читает то, что по программе. Дополнительно литература на украинском его не увлекает. Но у нас некоторые учебники на украинском, так что какая-никакая практика чтения всё же есть. Хороший выход для нас - слушать аудиокниги на украинском. 

Русский язык и мировая литература. Также занимаемся по "Грамотею" и также ведем тетрадь ради формальности. Сочинения вообще не пишем. Их получается достаточно во время выполнения контрольных почти по всем предметам (многие задания требуют творческого подхода и описания своими словами). Литература специально не изучается. Когда Даня делает контрольную - по ходу читает то, что не читал. Но в большинстве случаев, он уже всё читал ранее. Никаких разборов прочитанного и обсуждений мы не устраиваем, как в школе. Главных героев не описываем. Просто Даня читает. Моя задача - следить за тем, ЧТО он читает и время от времени подсовывать интересное и новое.

Английский язык. Пять лет Даня ходил на курсы. В этом году не пошел :) Я довольна учебником, по которому они занимаются в Очаге. Даня полностью справляется сам. А еще он изучает язык в онлайн режиме, смотрит всякие видео на английском (в основном, про видео-игры и разные фокусы с приколами). Время от времени я прошу его перевести посты из моей ленты новостей, присылаю ему на почту интересные новости на английском. Очень не хватает живого общения, т.к. мой уровень не позволяет мне разговаривать, только читать. Тут может выручить интернет, но я всё никак не дойду до изучения этих сайтов для общения.

Информатика. Не учим. Т.е. не учим то, что учат в школе. Контрольные Даня написал за два дня, попутно заполняя пробелы в знаниях. Зато сын интересуется программированием. К сожалению, на это совсем нет времени. Всё съедает эта бессмысленная писанина. А что касается школьной программы, то там пока всё примитивно - практика работы с компьютером. А так как у Дани весь процесс обучения на компьютере - то и практика постоянная. Текстовый редактор, установка и удаление программ, работа с гугл-диском, презентации, графические программы, фоторедакторы - всё это не представляет проблем для современного мальчика. 

Музыка. Просто слушаем. Не изучаем. Дане очень нравится Григ. К счастью, он есть в программе и по нему можно сделать презентацию. И удовольствие получил, и контрольную сдал. Остальные вопросы по музыке узнаются в интернете по ходу выполнения заданий.

ИЗО, Труд. С рисованием у Дани туго, совсем не рисует и даже не тянет. Очень-очень редко случаются рисунки, но это скорее какие-то схемы, планы. Думала отдать в кружок, но Даня не проявил энтузиазма и я не стала настаивать. В конце концов творчество может быть разным, у сына неплохо получается делать всякие штуки из лего и подручных материалов. Так что аттестация по ИЗО - у нас самая сложная))) Так как нужны рисунки. Оставляем это на последние дни, что-то изобразим...
Трудом тоже не занимаемся и он не аттестуется. Во всяком случае, никаких заданий нам не выдали. Труд - это у нас работа по дому. Естественно, специальное время не выделяется. Папа наш умеет работать с деревом, иногда делают что-то вместе. Но это очень шумно, так что случается редко. 

Физкультура. Как сдавать физкультуру? Ничего лучше в Очаге не придумали, чем написание реферата от руки. Тренируем пальцы, портим осанку.
А вообще у меня и детей абонемент в спортклуб, мы туда ходим почти каждый день. У Дани есть общеразвивающие силовые занятия, единоборства и плавание сколько хочешь. Плюс велосипед не простаивает и ролики тоже не пылятся. Так что физкультура у нас не три раза в неделю по 45 минут, а каждый день не знаю даже по сколько))) 

Чем еще мы занимаемся? Раз в неделю, по субботам, Даня ходит на подготовительные занятия в Ришельевский лицей. Сам захотел, сам занимается, я только оплачиваю, а папа возит. Там, кроме прочего, учат уже физику. Не глубоко, правда, но всё же хоть что-то. Интерес есть. И информатика там тоже поинтересней. Математика не тривиальная. И Дане нравится время от времени быть в коллективе. Он сам еще не знает, хочет ли он поступать в этот лицей, но сказал, что попробует. А вот если поступит, то тогда уже будет думать :)

Сколько времени у нас уходит на занятия? Целый день! Я хотела, чтобы Даня делал всё до обеда, но на практике это оказалось невозможным. Утром мы просыпаемся поздно. Я занята с Мишей, Даня сам себя обслуживает - готовит завтрак, потом убирает все постели. Так что за уроки садится не раньше 11-ти. Если погода хорошая, то все вместе идем гулять. Тогда уроки вообще после обеда, это часа в 3-4.
Поначалу меня бесило, что уроки размазываются на целый день, но потом всё как-то устаканилось и теперь я более спокойно к этому отношусь. Это не моё дело, это Данино дело - как и в каком темпе делать свои задания. Бывают дни, когда он всё делает быстро, бывает - лень и всё тянется чуть ли не до ночи.

Я пишу расписание на каждый день, указываю параграфы, даю ссылки на фильмы, пишу номера заданий. Даня с утра открывает свое расписание (это на гугл-диске) и сам решает, с чего начать и как распределить нагрузку - что сделать с утра, а что после обеда. Время от времени я осведомляюсь, на каком он сейчас этапе, если нужно - подгоняю. В перерывах он занимается чем хочет. Время перерывов, как и время уроков, не устанавливается. Прошу только, чтобы не делал большие паузы в середине урока.

Сейчас учебный процесс идет более менее ровно, результаты хорошие. Очень нравится то, что Даня сам заинтересовывается изучением каких-то тем, ищет дополнительную информацию в интернете и многое мне рассказывает. Лёд тронулся!

А начиналось всё просто кошмарно))) Об этом в следующий раз.

5 комментариев:

  1. Оля, с интересом читаю ваши статьи от и до, хотя моему сыну только два года, но вопрос образования очень волнует. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Очень интересно читать про опыты с домашним обучением!

    ОтветитьУдалить
  3. https://www.busuu.com
    Здесь можно онлайн общаться с носителями языка. Это самый приличный сайт, из тех, что я нашла. Вдруг пригодится)

    ОтветитьУдалить