воскресенье, 6 сентября 2015 г.

Школа, давай до свидания! Начало.

Всё дело в том, что первого сентября мой сын 6-классник (11 лет) не пошел в школу. В привычном смысле этого выражения. Теперь он учится дома, дистанционно то есть. 

Я долго шла к этому решению. Целых пять лет. И вот пришла. Постараюсь рассказать по порядку.
Но сначала (на всякий случай) уточню: мой сын физически и умственно нормален, без отклонений и особенностей, проблем с общением у него никаких нет. Зачем я это уточняю? Ну просто почему-то большинство людей думают, что дома учатся только такие дети. И если вы вдруг представили себе бледного тщедушного человечка с пухлой папкой диагнозов, который выглядывает из-за маминой юбки - то вы сильно ошибаетесь)))

Даня - это здоровый веселый мальчик, кстати, очень общительный и легко заводящий новые знакомства. Он обожает узнавать или пробовать что-то новое (если, конечно, это не еда), физически активный. Профессионально спортом он не занимается, на соревнования его не дергают. И живём мы не на две страны (или больше), путешествуем тоже не так часто как мне бы хотелось. 
В общем, вы поняли, что никаких специальных предпосылок для домашнего обучения у нас нет. Есть только желание.

Перед школой.
Когда Дане исполнилось 6 лет (ДР у него весной), мы уже знали, что осенью он пойдет в первый класс. Он был хорошо подготовлен (занималась с ним сама) и довольно самостоятельным. Решили не ждать еще год. Тем более все вокруг только об этом и говорили. Нас затянуло в этот сумасшедший водоворот подготовки к 1 сентября :) И мы в нём утонули.

Хотя я и тогда не хотела с этим связываться, если честно. Очень уж мне нравилась Данина нестандартность в мышлении и такая вот чудаковатая самобытность. Король абсурдного экспромта - так мы его называли дома. Это не значит, что он нёс чушь, просто он мыслил не шаблонно (как нас учили и как мы привыкли) и выдавал очень неожиданные и, главное, правильные решения. Звучало это непривычно. Иногда даже с первого раза не понятно, т.к. я уже ожидала услышать шаблонный ответ, а тут такое... Признаться, первой моей реакцией тогда было возмущение: "Что за чепуха?! Неправильно! Вот как надо!" А потом глядишь - и понимаешь, что решений не одно, и ракурсов много и вообще у тебя просто открылись глаза))) 
Нет, мой ребенок не гений, кое-что ему даётся вообще с трудом, и я отнюдь не склонна переоценивать его способности. Скорее, даже наоборот - постоянно мне кажется, что может быть и лучше.
Наскальная живопись, подводный мир. Даня нырял с папой на 3 метра и теперь рисует, что увидел.

Первый класс.
Хотел ли Даня в школу? Да, но ажиотажа вообще не было. Как он сам мне тогда признался: "Мам, я не понимаю, чего это все так радуются что я иду в школу? Ну школа, все в неё ходят..."
Но вернемся к школе, к первому классу. В то время я даже не подозревала, что может быть как-то по-другому. Я тоже была уверена, что дома можно учиться либо по показаниям, либо если ребенок спортсмен/певец/актер ну или ребенок путешественников или дипломатов. Отдельный пункт - это вундеркинды, это не наш случай вообще. 
Простому мальчику, как Даня, это было недоступно. На тот момент, это так и было, в общем-то. 

Поэтому я выбрала обычную районную школу недалеко от дома, без всяких "наворотов". Моя мама всеми силами пыталась из лучших побуждений навязать школу, в которой учились мои брат с сестрой. Она считается одной из лучших в Одессе. И к тому же в тот год первый класс набирала учительница моей сестры, очень опытный педагог. Когда я это узнала, все сомнения отпали - мы туда точно не пойдём!  У меня были свои тайные планы и не хотелось, чтобы их осуществлению мешали образцовая школа и очень опытный педагог. 
Я надеялась, что смогу с Даней и дальше заниматься дома, а в школу мы будем ходить "для галочки". В начальной школе это мне представлялось лёгким делом.
Первоклассная линейка - ранний подъём (заметно, да?), два часа стояния. "А когда будет праздник?"

Оказалось, что такое совмещение весьма проблематично даже в школе без претензий. Да, домашние задания были лёгкими, но ужасно скучными и весьма объёмными. Ребёнок уставал, пока их делал и на наши занятия оставалось совсем мало времени, ведь большую часть времени я старалась уделять всё-таки активному отдыху. Иногда я устраивала "разгрузочные" дни, когда разрешалось не ходить в школу и в это время мы очень эффективно занимались по своей собственной программе.

А потом... случилось чудо и кошмар одновременно. Я забеременела. Беременность была невыносимо тяжелой как физически так и эмоционально. Мне нельзя было гулять, даже вставать, нервничать само собой. На 9 месяцев я превратилась в овощ и мыслями была только о том, кто внутри меня. Муж разрывался между мной, Даней, работой и школой. Было совсем не до занятий. Поэтому Даня продолжал просто учится в школе. Результатом этого стало постепенное "оболванивание", но учительница было довольна успеваемостью (ещё бы!).

Второй класс.
Второй класс я решила не пропустить и вернуть всё своё назад. Кое-что пришлось начинать сначала, так как навыки подрастерялись. Например, некоторые математические хитрости, которым я обучила Даню для облегчения вычисления в уме, благополучно стерлись из памяти, им на замену пришли правила из учебника. Сын стал вычислять гораздо медленней и чаще ошибаться. 
Зато очень удачно привилась лень к выполнению домашнего задания (нет, ну оно реально невыносимо скучное, особенно бесконечное раскрашивание). И, главное, слова учительницы теперь стали истиной в последней инстанции. Я не собралась уничтожать учительский авторитет, но мне больших трудов стоило объяснить Дане, что она просто человек и может иногда ошибаться (от усталости, как я ему говорила). А ошибки действительно были. Но это просто ерунда по сравнению с тем, что ей удалось убедить Даню в совершенстве учебного материала, учебник - это как Библия для верующего. 

Во втором классе пропала мама-учитель, осталась просто мама - наивная, которая ну ничего же не понимает про школу!
Несмотря на страшную занятость с маленьким недавно родившимся Мишей и сопутствующую ей непроходящую усталость, мы всё-таки кое-как выбили Даню из привычной вялости школы. Муж очень помогал. За что поплатились очень скоро. Думающий ребенок - большая проблема для учителей.

Но я так и не смогла снова стать учителем. Я стала вроде как консультантом по спорным вопросам, что тоже в общем неплохо :)

По наивности и из-за неполного осознания что же всё-таки произошло (не забывайте, я выпала из жизни более чем на полгода, да и потом не сладко пришлось в плане времени на глубокие мысли), я всё ещё жила как бы в первом классе и хотела совмещать школу и домашнее обучение. Вскоре пришлось глубоко разочароваться.


Третий класс.
В третьем классе моё желание уйти из школы снова засвербило в одном месте, но я по прежнему не представляла как это возможно. Тогда  я впервые стала интересоваться вообще темой домашнего образования. Читала переводные статьи о зарубежном опыте. А пока решила, что Даня закончит началку и уйдет в какую-нибудь хорошую гимназию или лицей. Например, в ту, что так рекомендовала моя мама.
Тем временем, наша образцово-правильная учительница ушла в декрет и на смену ей пришла полная противоположность. Более пофигистического отношения к успеваемости своих учеников (и к их дисциплине тоже) я не видела. Хотя, где я могла видеть? Может, всё было вполне нормально. Не знаю. Но мне как раз подходило это. С ней легко можно было договорится о пропусках, когда нам это было нужно и к Дане она относилась вполне хорошо, часто закрывая глаза на его "великоразумность". Хотя и без веселящих меня записей в дневнике тоже не обходилось.

"Выполняет задание быстрее всех". Имелось в виду, что потом он начинал болтать и мешать остальным. Интересно, почему было не дать ему дополнительное задание?
"Не решайте дома задачи!!!"
"Опережает программу!"

В третьем классе уже оценивают, ставят в дневник оценки, которые учитываются в аттестате. Даня быстро понял, что между его стараниями и полученной оценкой нет никакой связи. Первое время его сильно расстраивал этот факт. Потом просто перестал стараться. Потом понял, что можно вообще и не учится, какую-нибудь оценку ведь всё равно поставят. А ставили ему преимущественно 10 и выше, хотя стараний не было никаких (я то дома знаю). Просто обычная школьная программа не особо нагружает умственно, только объемы однообразных заданий зашкаливают. 

В третьем классе дома мы занимались очень мало. Школьные уроки занимали много времени. Нет, они по-прежнему не были сложными, но эти простыни писанины...

А с учетом вышеописанного отношения Дани к учёбе, мне стало очень трудно заинтересовать его. 

"Мама, у меня и так всё хорошо, зачем мне заниматься ещё?!" 

Я никак не могла объяснить ему, что дело не в оценках. Но повторяла эту фразу как попугай.
Когда я вдруг давала ему нестандартное задание или условие задачи было не привычно написано, или решение было не арифметическим, а логическим - Даня впадал в ступор и просто не желал из него выходить, ему было лень. А зачем? Ведь в школе это не нужно! 

Мне хотелось плакать. Где тот мальчик, который умел думать?!

Четвёртый класс.
Четвертый класс был выпускным. Впереди маячила ДПА (государственная итоговая аттестация, если на русском). Объемы домашних заданий не уменьшились, а наоборот. Плюс во втором полугодии нам раздали книжки для подготовки к экзамену. Надо было готовиться еще и по ним. 
Наша личная домашняя программа ужалась до 1-2 занятий в неделю. И то не каждую неделю.

Ведь практически каждый день у нас была битва за уроки. Да, да, уже битва! Никакие хитрости, подкуп или шантаж давно уже не работали. О душеспасительных беседах я вообще молчу. Я и сама в них не верю. Вы можете, например, внятно сформулировать школьнику зачем учится? Учится именно так, как это принято в школе? Я не могу. Сами задания навевали грусть-тоску даже на меня. Но делать же надо! Поэтому приходилось заставлять, стоять над душой и капать на мозги, наказывать за ропщение и давить бунт в зародыше. Можете себе представить эмоциональную атмосферу в это время? Да, кошмар.

Четвертый класс был самым трудным, как я думала.
Но вот и экзамены. Смех и грех! Номер билета по каждому предмету нам "по секрету всему свету" сказали заранее. Все написали очень хорошо, разумеется. Даня закончил начальную школу на 11 и 12 баллов в аттестате. Бабушки были в восторге. Даня шёл раздутый от гордости, впереди ему бросали цветы и пели дифирамбы... Я плелась где-то сзади, сгорбленная и эмоционально истощенная, проклиная школу и себя за страх уйти из неё. На меня никто не обращал внимания, и только муж знал, почему я не рада этим оценкам.


Пятый класс.
Что же в пятом классе? Перешли ли мы в гимназию или лицей? Нет. К концу четвертого класса стало понятно, что Даня не гуманитарий абсолютно. Гимназии - это языковые школы по-сути. Даня хотел физику, математику. Это лицей. И он с седьмого класса. Поэтому мы остались в нашей школе пока.

В пятом классе в первом полугодии был тот же мрак, что и в четвертом, только хуже. Битвы стали кровавее. Уроков на дом стало столько, что стало не только невозможно заниматься дополнительно, но и гулять, ходить на секции или в кружки. 
С 8 до 15 ребенок в школе, потом кое-как обед (подгонять, спешить), потом уроки. 

Я где-то вычитала, что на один урок ученику выделяется 20-25 минут. Это абсолютный бред! Ну хорошо, ту же лёгкую для Дани математику в это время уложить можно, но только если писать сразу в чистовик. Остальное - никак нет. По истории написать доклад - минимум час (полчаса поиск информации, столько же написание). Выучить стихотворение - час (это же не первый класс, помните?). Сочинение... Оооо!!! Итого, имея хотя бы 5 уроков (а меньше и не бывает), уходит около 5-ти часов. Начинаем примерно в 16... Даже вот если посчитать по 30 минут (с учетом перерывов между уроками), то получается 2,5 часа. Вроде немного, да? Т.е. приходя домой в 15, наспех пообедав и разобрав рюкзак, не отдохнув, садимся за уроки в 16. Заканчиваем их делать в 18:30. Зимой это уже темно, особо не погуляешь. А если у нас, допустим. английский два раза в неделю и плавание/танцы/карате/макраме тоже два? Тогда начинаем в 18, заканчиваем в 20:30. Финиш, ужин и спать.где время на увлечения и общение? 
Да, можно задания не делать. А на перемене списать у кого-то или на коленке наспех кое-как сделать. Кто так не делал в школе? Ну и смысл такой учёбы?

Пока Даня мучился и мучил меня в 4 и 5 классе, я уже два года активно шерстила интернет на тему домашнего образования. Уже был опыт 31-й Симферпольской школы и я была готова перевести туда Даню, но аннексия Крыма поставила жирный крест на этом варианте. Других доступных школ не было. Вернее они как бы были и есть, но попасть туда не просто (читайте в самом начале, кто может обучаться дома без проблем), да и не все они предлагают аттестацию дистанционно. Ездить раз в месяц в Киев не прикольно. И тут я узнала, что на базе частной гимназии "Очаг" открывают дистанционку. Толчком к этому был массовый исход учеников из крымской школы. Я узнала об этом, когда у Дани уже во всю шла учеба. С мужем решили, что Даня закончит пятый класс, а мы окончательно определимся.

Эксперимент.
Во втором полугодии 5-го класса стало окончательно ясно, что так больше продолжаться не может. Перед этим мы с мужем поставили эксперимент из двух частей. 

Первая часть пришлась на осенние каникулы. У нас их отменили, но пожалев своего ребенка, мы решили уехать на 2 недели к бабушке. Одновременно мы занимались по школьной программе дома, чтобы не отстать. На занятия уходило по 2-3 часа в день, но не каждый день . Мы же всё таки отдыхать приехали и развлекательная программа брала верх. 
В итоге, сын не только не отстал, но немного ушел вперед по программе. При этом сражений за уроки у нас не было. Разве что немного шантажа по старой привычке)))  Но это было один раз. Мы никуда не спешили, всё делалось без нервов. Я объясняла тему, вместе разбирали примеры упражнений, потом давала задание и на этом этапе уходила. Даня приносил выполненное задание на проверку. Мне было приятно увидеть, что Даня не совсем чурбан и может заниматься. "Значит, есть надежда!" - подумала я тогда. 

Вторая часть эксперимента состояла в том, чтобы дать свободу Дане и дома. Пусть он сам себя заставляет делать уроки. Как думаете, это сработало? Увы, нет. Даня ровным счетом ничего не делал дома, а чтобы я не расстраивалась по этому поводу и не дай бог снова не взялась за него, он просто занимался имитацией бурной деятельности. Иногда говорил, что сделал часть уроков в школе, иногда - что ничего не задали из-за контрольной. Я принципиально не проверяла. К тому же я дошла уже до ручки и мне требовался отдых. Всё стало ясно, когда классная руководительница выдала нам бумажки с текущими оценками (электронного дневника в нашей школе нет, у нас вообще с прогрессом туго). Там, конечно, стояли 6 и 7. Я спокойно отношусь к плохим оценкам сына, если они получены из-за ошибок. Но это были оценки за невыполненное домашнее задание, которое он якобы выполнял дома. 

Как он объяснил эту разницу в результатах первого и второго этапа эксперимента? Кстати, я ему ничего не говорила, что это именно эксперимент, всё было естественно.  
Сразу Даня, конечно, ничего не сказал. Но этот факт заставил его задуматься. И в процессе нескольких последующих бесед (а мы всегда разговариваем о важном как бы между делом, так лучше) выяснилось, что заниматься он не хочет именно в школе. Попутно выявились всякие интересные факты из школьной жизни, о которых мне не приходило в голову спрашивать, а у Дани не было повода рассказать. Примеров можно привести много, да уже бог с ними...

Я рассказала Дане, что можно учится дома. Сначала он как-то с недоверием отнесся к этой возможности, думал, что я это несерьёзно. Но мы много говорили об этом. И наша решимость росла. В апреле я уже звонила в Очаг.

Резюме
Я не считаю школу единственным способом получить базовое образование. Я не вижу сильной разницы между "хорошей" и "плохой" школой, учителя и там и там могут быть разные, а принципы везде одинаковые. Целых пять лет я наблюдала как из индивидуальности получается посредственность. Я не могу смотреть на это равнодушно дальше. 
Я уверена в своих силах, я знаю, что смогу если не лучше, то точно не хуже дать необходимый минимум. Но постараюсь больше, конечно. Если перестану справляться, позову профессионала-репетитора :)
Я хочу, чтобы интересы моего ребенка распространялись дальше школьных ворот. Хочу, чтобы он всесторонне развивался. Хочу, чтобы он заполнил пробелы в знаниях и понял наконец-то что действительно ему интересно и был самостоятельным в своём выборе.
Хочу, чтобы Даня снова читал с удовольствием. Чтобы головоломки вызывали у него интерес, а не скуку. Чтобы он общался с разными людьми - взрослыми, подростками, студентами... И научился взаимодействовать с ними. На это всё требуется время. 
Время нужно еще на велосипед, ролики, плавание, фотографию, чудаковатые изобретения, эксперименты, написание своей книги, общение с родителями, братом и друзьями. 

Школу, в которой Даня учился целых пять лет, я ни в чем не обвиняю, учителей не осуждаю. Это система устарела. Мы планируем поддерживать контакты, не терять друзей и даже по возможности участвовать во внешкольных мероприятиях с нашим бывшим классом. 
Также не призываю никого срочно бросать школу. Думайте сами. А я буду рассказывать о нашем опыте домашнего образования - как это получается в реальности. А пока у нас происходит так называемое расшколивание. Дане предстоит понять главное - зачем учится и чему учится. 


Далее я вкратце расскажу вам как обстоят дела с домашним образованием в Украине, почему мы остановились всё-таки на частной гимназии. Расскажу как мы забирали документы и как отреагировали наши родственники. 

10 комментариев:

  1. Это очень смелый шаг, вы молодец! Мне и в голову подобное не приходило. Мой сын еще очень мал, но время летит быстро, и школа тоже, оглянуться не успеешь. От души желаю успеха и было бы интересно следить за развитием событий!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, пока Даня был маленьким, я тоже об этом не думала, всё мне представлялось таким далёким... А время пролетело очень быстро и мне жаль этих пяти потерянных лет в школе.

      Удалить
  2. Оля, вы молодцы! Очень интересно и я буду обязательно следить за развитием событий. Я сама была на домашнем обучении, и прекрасно понимаю всю бессмысленность походов в школу и учёбы за оценки. Но мой старший пошёл во второй класс, все так же как и у вас, интереса нет, уроки из под палки...а смелости уйти в свободное плавание у меня нет. :( спасибо за статью!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это очень интересно! Расскажите хотя бы кратко о Вашей учебе. Это было желание родителей или влияние обстоятельств? И почему всё-таки отдали сына в школу?

      Удалить
    2. Это было не так интересно как у вас :) от родителей ничего не зависило, дома я училась по медицинским показаниям со 2 по 9 класс. Учителя ко мне приходили из моей же школы, по некоторым предметам искали преподавателей по территориальному признаку. Например по алгебре и геометрии ко мне ходила волшебная учительница моей мамы, которая была уже давно на пенсии, жила в соседнем доме и приходила ко мне каждый день :) зато географию я видела 2 раза в год (в начале года и в конце) в моём шкафу стоял полный набор физических приборов, колбочек и пробирочек. Было интересно. Я не думаю что была какая то система моего домашнего обучения, но то что я выросла вне советской системы это точно. И я искренне не понимаю как можно всю свою жизнь ходить на работу с 8 до 17 и считать года до пенсии. Сын ходит в школу, потому что я сама не смогу, как вы, заниматься с ним, изучать разные программы и все такое. А репетиторы нынче дОроги (когда я училась, не было репетиторов, и проверка знаний была не такой строгой) родители со мной не занимались, я была самостоятельная. У своих детей мне это качество ещё тренировать и тренировать :)

      Удалить
  3. Это очень смелый шаг, вы молодец! Мне и в голову подобное не приходило. Мой сын еще очень мал, но время летит быстро, и школа тоже, оглянуться не успеешь. От души желаю успеха и было бы интересно следить за развитием событий!

    ОтветитьУдалить
  4. Оля, удачи вам! Я уверена, что у Дани всё получится, а у тебя - тем более!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Мне очень важно, чтобы он понял, что учится и развиваться нужно ему самому, а не для кого-то. Всё остальное приложится!

      Удалить
  5. Как вы составляете программу своих личных уроков, не школьных? где берете материалы?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Над программой я сейчас работаю, это сложно, напишу позже.
      Раньше отдельная программа у нас была только по математике, остальное мы изучали по интересу, без явного стстемного подхода. Материалы беру из интернета - это учебники, онлайн тренажеры, сайты со сборниками заданий. Окружающий мир - фильмы ввс, дискавери, энциклопедии или сама что-то готовлю заранее. Школьными учебниками мы пользуемся как навигатором, чтобы не очень уходить от программы и не создавать проблем с аттестацией.

      Удалить